3-4-2017-13-4-2017-2

Православная газета Веди

№ 3-4 (204-205) 2017

 

Рейтинг:  4 / 5

Звезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда не активна
 

(27 января 2016 года)

1. Закон, имея тень будущих благ, а не самый образ вещей, одними и теми же жертвами, каждый год постоянно приносимыми, никогда не может сделать совершенными приходящих с ними.

2. Иначе перестали бы приносить их, потому что приносящие жертву, быв очищены однажды, не имели бы уже никакого сознания грехов.
3. Но жертвами каждогодно напоминается о грехах,
4. ибо невозможно, чтобы кровь тельцов и козлов уничтожала грехи.
5. Посему Христос, входя в мир, говорит: жертвы и приношения Ты не восхотел, но тело уготовал Мне.
6. Всесожжения и жертвы за грех неугодны Тебе.
7. Тогда Я сказал: вот, иду, как в начале книги написано о Мне, исполнить волю Твою, Боже.
8. Сказав прежде, что «ни жертвы, ни приношения, ни всесожжений, ни жертвы за грех, — которые приносятся по закону, — Ты не восхотел и не благоизволил»,
9. потом прибавил: «вот, иду исполнить волю Твою, Боже». Отменяет первое, чтобы постановить второе.
10. По сей-то воле освящены мы единократным принесением тела Иисуса Христа.
11. И всякий священник ежедневно стоит в служении, и многократно приносит одни и те же жертвы, которые никогда не могут истребить грехов.
12. Он же, принеся одну жертву за грехи, навсегда воссел одесную Бога,
13. ожидая затем, доколе враги Его будут положены в подножие ног Его.
14. Ибо Он одним приношением навсегда сделал совершенными освящаемых.
15. О сем свидетельствует нам и Дух Святый; ибо сказано:
16. Вот завет, который завещаю им после тех дней, говорит Господь: вложу законы Мои в сердца их, и в мыслях их напишу их,
17. и грехов их и беззаконий их не воспомяну более.
18. А где прощение грехов, там не нужно приношение за них.
(Евр. 10, 1–18)
 
Очень пространный и интересный отрывок, который мы с вами, дорогие братья и сестры, тоже уже прочитывали и комментировали в декабре. Я напомню, что это связано с тем, что между праздником Крещения и началом Великого поста в этом году образуется большой промежуток времени, так как Пасха поздняя – 1 мая. В этот период Святая Церковь постановляет читать те же отрывки, что и некоторое время прежде. Это и хорошо с определенной точки зрения, потому что эти отрывки из Послания к Евреям действительно чрезвычайно важны, и о них можно говорить не 10 минут, а полчаса и больше.
Апостол Павел в Послании к Евреям говорит о тех ветхозаветных временах, когда человек, думал, что, для того чтобы Бог простил его или общество, какой-то город, человечество в целом, нужно обязательно пролить кровь. Такова была общая ветхозаветная позиция – и библейская, и языческая. Нужно было кого-то обязательно заколоть: жертвенное животное или даже человека, что иногда, к сожалению, бывало даже в цивилизованных древних государствах, например, у финикийцев или во многих других уникальных, очень интересных культурах Америки: ацтеков, майи. Это общий для древних культур момент, очень жестокий с нашей точки зрения, потому что в наше время в определенной степени преобладает гуманность. Хотя мы с вами, к сожалению, должны констатировать, что и в наше время совершаются жестокие поступки, если не сказать зверства, одного человека по отношению к другому.
Представление о необходимости пролития крови мы можем назвать не иначе как ветхим, ветхозаветным, ветшающим. Наша задача в Новом Завете, после пришествия Христа и Его служения нам, – иная. Весь путь Спасителя можно воспринимать как служение, жертвенность. Мы часто сосредотачиваемся именно на переживании страданий, особенно часто это происходит в западных образцах христианства, хотя иногда бывает и в православии. У Мела Гибсона есть другой фильм, вышедший ранее, чем «Апокалипсис», который называется «Страсти Христовы». Многие из вас его смотрели, его часто демонстрируют на Страстной Неделе в преддверии Святой Пасхи. В этом фильме очень натуралистично показан именно момент физических страданий Господа Иисуса Христа, на этом сделан акцент.
Мы забываем о том, что жертвенностью, служением, отдачей Сына Божьего нам служил весь Его путь, начиная с рождения. Родиться Богу в мире людей – это уже отдача, жертвенность. Это означало оказаться совершенно в другой ситуации. Применяя антропоморфизмы, можно сказать, что у Бога была Своя жизнь и вдруг Он вселяется в тело человека, перевоплощается и начинает жить жизнью младенца, со всеми скорбями, трудностями, присущими жизни человеческой. Это уже самоуничижение, по- гречески κένωσις. Более точным переводом этого слова будет «опустошение». Помните, у апостола Павла в Послании к Филиппийцам: «Себя умалил, Себя опустошил». По сути, Бог, наполняющий Собой все и вся, Творец всего, «опустошил» Себя, позволив Себе стать человеком. Вся жизнь Иисуса Христа и Его смерть как следствие Его жизни – это единый путь – освободили нас от необходимости приносить жертву. Об этом очень много написано в 10-й главе. Если мы с вами относимся к жертве как методу снискания Божественного благоволения, то в этом большая ошибка.
Но жертвами каждогодно напоминается о грехах, ибо невозможно, чтобы кровь тельцов козлов уничтожала грехи. Если мы с вами посещаем храм для того, чтобы поставить свечечку (взамен заколения теленка или ягненка), пытаемся через это добиться Божьего благоволения, то это означает, что мы по большому счету не доверяем событию пришествия в мир Иисуса Христа, не верим, что во Христе Божественная любовь излилась на нас с избытком. Мы думаем, что нам, наверное, что-то нужно сделать от себя. А что можно сделать от себя? Мы говорили в прошлый раз, что нет ничего такого у человека, что он мог бы дать Богу от себя, потому что все – Божие. Ничего мы не можем дать Богу наперед, как говорит апостол Павел в Послании к Римлянам, чтобы сделать Его должником, «повязать» Его этим долгом. Отношения с Богом, построенные по такому принципу, даже в наше время, когда кровь не проливается, корнями уходят в ветхозаветное понимание. Две тысячи лет прошло, а часто выясняется, что христиане мыслят вполне по-ветхозаветному. К сожалению, это так, хотя мы все стремимся углублять наше познание веры, истины Христовой, благой вести о том, что Бог во Христе Иисусе изливает на нас Свою любовь с избытком.
Иначе перестали бы приносить их, потому что приносящие жертву, быв очищены однажды, не имели бы уже никакого сознания грехов. Это сказано чуть выше и это чрезвычайно важный момент, дорогие братья и сестры. То, что совершил Господь наш, то, что в Нем излилась на нас с избытком благодать и любовь Божия, означает, что мы с вами (о чем мы тоже неоднократно говорили) становимся не рабами Бога, а детьми Бога. Если мы христиане, то у нас нет другого пути, «нам выбора, по счастью, не дано», как пел один знаменитый исполнитель. Мы можем быть заблуждающимися, плохими, непослушными, вредными детьми, но рабами мы уже не станем. Поэтому рабское ощущение вины: «Я такой ничтожный, постоянно везде неправый» не должно быть свойственно христианину.
Христианин понимает, что он несовершенен, а чувство несовершенства и чувство вины совершенно противоположны. С точки зрения даже светской психологии, если человек чувствует, что он ограничен, несовершенен, понимает, что ему есть к чему стремиться, – это нормальное здоровое состояние. Если человек постоянно страдает комплексом вины («Я все не так делаю, я ничтожество, я червь, я ни на что не способен»), то это уже болезнь, патология. Поэтому в христианстве ни в коем случае не должно быть места таким патологиям. Христианин должен трезво понимать, что он идет по пути. Да, он ошибается, спотыкается, заблуждается, но все равно Божественная благодать уже излита на него. Приносящие жертву, быв очищены однажды, не имели бы уже никакого сознания грехов. То есть мы с вами посещаем храм и ведем христианский образ жизни не для того, чтобы вымолить у Бога прощение. Прощение Бог нам даровал: во Христе Иисусе Он излил на нас столько любви, что нам давно надо было бы понять, что Бог нас не просто прощает, Он на нас не обижается. Он Бог, Который в принципе не способен обижаться. Тем более что мы, люди, и Он, Бог, – это такие разные уровни бытия, что наша с вами «мышиная возня» никак не может Бога обидеть.
Наша с вами задача – приходя в храм на богослужение, читая молитвы, читая Евангелие, не пытаться услужить Богу, «заработать» себе «бонусы», какую-то дополнительную любовь Божию, а просто осознать тот факт, что Бог нас очень любит, и всем сердцем принять в себя эту любовь, распространяя ее на всех окружающих. Это то, что нам дает христианство. Это та духовная, внутренняя революция, которую христианство совершило. А мы с вами иногда все еще ходим с сознанием того, что мы грешные, не можем быть прощены, любим погрызть себя. Даже на исповедь приходим не для того, чтобы получить прощение грехов, возрадоваться и приступить к Господу, Причастию с ощущением радости, торжествующей любви, а каемся просто ради того, чтобы лишний раз себя посверлить и даже, как ни странно (это тоже патология), получить от этого удовольствие. Об этом тоже много написано в психологической, психопатологической, психиатрической литературе. Углубляться мы не будем, но еще раз обозначу факт: здоровое чувство собственного несовершенства, ограниченности, сознание того, что есть более широкие горизонты и есть куда расти, – это нормальное чувство. А чувство постоянной вины, самоядения – нездоровое чувство и не должно быть присуще христианам. Христианин не должен думать, что чем больше у него самогрызения, тем он лучший христианин. Это вовсе не критерий.
Напоминаю о необходимости для нас с вами ежедневно читать слово Божие, потому что в нем заключена великая отрада, утешение и наставление. Храни вас всех Господь!

Иерей Михаил Ромадов,С-Петербургская епархия,
т/к Союз
 

 

 
 
 
 
 
 
 

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить