3-4-2017-13-4-2017-2

Православная газета Веди

№ 3-4 (204-205) 2017

 

Рейтинг:  5 / 5

Звезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активна
 

(18 июня 1978, Брянск — 5 июня 1995, Брянск)

Биография


Maksim Troshin Родился в Брянске в православной семье Юрия Павловича и Надежды Михайловны Трошиных.

Уникальный певческий и гражданский талант Максима проявился в раннем возрасте.

Максим служил звонарём храма Тихвинской иконы Божией Матери и иподиаконом архиепископа Мелхиседека. Руководил церковным хором, в воскресной школе преподавал игру на гуслях. Пел о родине, о России.

У Максима с двух лет была очень сильная астма, как и у отца. Родители узнали: чтобы её вылечить, нужно играть на духовых инструментах и петь. В 9 лет Максим сочинил первую песню.
Максим Трошин руководил молодёжной организацией Русского Национального Собора в Брянской области.
Максим погиб незадолго до своего семнадцатилетия. Его тело нашли в реке Десне под Брянском. В тот вечер он должен был ехать на поезде в Москву на концерт.
Творчество


Признание пришло к юному певцу в начале 1990-х, когда он положил на музыку и исполнил песни «Журавли» (сл. Петра Орешина) и «Православная» (сл. Владимира Волкова). За несколько лет до своей гибели Максим создал и исполнил песенный репертуар, включающий и его авторские песни («Как по Русской по земле», «СССР печатает талоны», «Афганистан», «Эх, да как на горочке» и др.), и народные песни и былины, и песни на стихи Алексея Кольцова, Сергея Есенина, Николая Клюева, Михаила Исаковского, Николая Рубцова, Николая Тряпкина,иеромонаха Романа, Константина Скворцова, Владимира Волкова, Юрия Борисова.

      Я пою песни, по которым соскучились люди, которые они потеряли, я возвратить их хочу…

Русская народная песня «Ты воспой в саду, соловейко», исполняемая им в память поэта Игоря Талькова — одно из самых лучших посвящений певцу, по словам Татьяны Петровой. Песню иеромонаха Романа «Ликует Рим» Максим пел в честь защитников Белого дома, и в его исполнении она поражает духовно-исторической аналогией.
«Погребальный звон» — последняя песня-плач Максима памяти своего отца и наставника Юрия Павловича Трошина, скончавшегося от болезни 29 января 1995 года[источник не указан 1521 день]. Юрий Трошин родом из Бежицы, закончил Московскую художественную школу, потом — БИТМ. Работал на БМЗ художником-оформителем, писал стихи.
На одном из концертов Максим сказал:

     Часто спрашивают, почему так много грустных песен. И вот я открываю одну толстую книгу и читаю: „Русская музыка с трогательной простотой обнаруживает душу мужика, простонародья. Ничто не говорит так сердцу, как их светлые мелодии, которые все без исключения печальны. Я обменял бы всё счастье Запада на русский лад быть печальным.“ Это сказал немец.[1]
 
     Вот у нас сейчас часто отключают свет в домах. И мы, русские люди с величайшей культурой, все образованные, не знаем, что делать, не находим себе места, бегаем по квартире, ищем, куда всунуть руки и почему телевизор не работает. То есть нас лишили самого главного. Раньше, когда света не было, садились люди и пели песни. А теперь мы не знаем ни одной песни, не можем их петь. У нас это отбили начисто, так что нас можно убить самым простым: отключи нам свет — и всё, мы уже трупы. Поэтому политика, я считаю, изменит очень мало. А самое главное — это культура и нравственность.    

Память о Максиме Трошине


31 мая 1996 прошёл вечер памяти юного русского певца. Там в память о Максиме был учреждён музыкальный праздник «Глас ангельский России».[2]
В 2002 году был создан фильм «Песней наполнено сердце моё…» о Максиме Трошине (режиссёр Т. Тарасова, студия Артосъ)
В № 28 за 2003 год о Максиме напечатана статья в журнале «Русский паломник», издаваемом Валаамским обществом Америки.
8 апреля 2008 на XXXVIII Сергиевских чтениях в МГУ к тридцатилетию Максима о. Артемий Владимиров сказал вступительное слово и был показан фильм о Максиме Трошине.
В феврале 2009 года основатель фестиваля «Глас ангельский России» режиссер Николай Детков предложил проводить региональный этап фестиваля и на Брянской земле.[2]
В 2010 году из архивных видеоматериалов был создан фильм «Максим Трошин — русский певец» (студия Благословение, 2010). В этом фильме были собраны видеоматериалы, документальные кадры, запечатлевшие Максима Трошина при жизни, фрагменты разных выступлений Максима с концертами, в том числе в Колонном зале Дома Союзов, интервью на телевидении и съёмка посещения Максимом могилы Игоря Талькова.
О нём


Журнал «Русский Паломник» (№ 28, 2003 год):
В стороне нашей необъятной Руси, облагодатствованной молитвами великих пустынножителей Брянских лесов XVIII века, появился юноша-бард Максим Трошин. Всколыхнул он нашу Русскую душу своими песнями о Божией Правде — и ушёл… Ушёл казалось бы на веки… Удивительно талантлив, но ограниченный лихолетием нашего безвремения и просто усечён годами, он появился как истинный печальник за Русь Святую. Вспыхнул и погас! Как метеор пронёсся по нашему историческому свято-русскому небосклону, задел нашу совесть и оставил после себя лирический след — струю отечественного вдохновения, своим пением и вообще своей юношеской Личностью.

Глас его не умолкает

06.06.2015

Maksim Troshin1В день двадцатилетия трагической гибели Максима Трошина в Брянске прошли памятные мероприятия …

Свою роль в решении об открытии в 2012 году в филиале Московского института государственного управления и права в Брянской области мемориала юного русского барда сыграли и мои личные отношения с Трошиными, духовные и моральные обязательства перед этой семьей. С отцом Максима, Юрием Павловичем, несколько лет работали на Брянском автозаводе. К нам в многотиражную газету он пришел из конструкторско-экспериментального отдела, где помимо всего заявил о себе как редактор стенгазеты, постоянно побеждавшей в заводских конкурсах. Он был всесторонне одаренным человеком. Сам смастерил для Максима скрипочку, с которой мальчик ходил в музыкальную школу. Сделал не от бедности (хотя семья советских инженеров Трошиных с двумя детьми и проживавшими совместно престарелыми родителями перебивалась от зарплате к зарплате), но от стремления освоить премудрости знаменитых скрипичных дел мастеров старой Италии. Великолепно играл на гитаре, искусно владел кистью. Искрометный поэт, удививший литературную столицу иронической поэмой «Гамлет», изысканными пародиями на корифеев пера Евгения Евтушенко, Андрея Вознесенского, Роберта Рождественского. Выучил испанский язык, чтобы в оригинале читать чилийского поэта Пабло Неруду. Но главный его труд - развитие таланта сына до уровня мирового признания.
Там же на автозаводе в среде конструкторов работала и Надежда Михайловна (сейчас служит в Тихвинском храме). Иногда разговоры, начатые в редакции, продолжались в тесном жилище Трошиных. Поздних гостей вмещал тесный угол заводского барака из окрашенных в ядовито зеленый цвет бревен. Барак располагался недалеко, на того же цвета болотине, через железную дорогу. Благодарен судьбе, что я был очевидцем физического, духовного и творческого становления Максима. Работая затем в областной молодежной газете, управлении внутренних дел, я никогда далеко не уходил от этой семьи. Генерал А. Русаков, в то время возглавлявший УВД, поддержал идею провести концерт Максима в рамках занятия по служебно-боевой подготовке о нравственных и духовных ценностях (тема была, а ее содержание тогда, после 1991 года, - кучка праха!) Большой зал был полон, слушали Максима с потрясающим вниманием.
1995 год стал черным для России и семьи Трошиных. Начался со штурма Грозного, бестолкового по замыслу и запредельного по потерям федеральных сил. В конце января умер Юрий Павлович. Я вернулся из Чечни и пришлось идти уже за гробом Максима. В Чечне голос Максима с небольшого кассетника помогал не только мне. На половину подконтрольного в ту пору федералам Грозного было два человека, призывавших к православной молитве. Это настоятель полуразрушенного бомбардировкой Михаило-Архангельского храма на берегу Сунжи о.Анатолий, которому в начале февраля, выполняя поручение МВД, мы передали картонную коробку с лично освященными Патриархом Русской Церкви Алексием II нательными крестами и образками Богородицы. У о. Анатолия была прореженная войной паства и он ее оберегал (через год о.Анатолий принял мученическую смерть). А в войсках благословлял солдат и танки о.Киприан, с большим крестом на камуфляжном костюме. Вряд ли он был каноническим священнослужителем (так затем и оказалось). Но в то время он заполнял собой все идеологические пустоты, образовавшиеся в федеральных силах и вселявшие в военнослужащих растерянность и отчаяние. Еду кашевары готовили исправно, но голод по слову, духовной пище истреблял, иногда завершался телесной смертью. Песни Максима нашли своих слушателей в Чечне.
Мемориал Максима Трошина в филиале выполнял свою просветительскую, нравственную и духовную миссию до недавней поры. Перевод на дистанционное обучение изменил структуру отношений «вуз – филиал - студент» на новую «вуз – компьютер – студент», что исключало прямое участие профессорско-преподавательского состава в образовательном и воспитательном процессах и обеспечивало стопроцентное поступление платежей за обучение в Москву. Иногда создавалось впечатление, что ликвидаторы легко преодолевали границы дозволенного совестью и законом под прикрытием основного соучредителя - Российского совета ветеранов органов внутренних и внутренних войск, хотя сомнения не развеяны, а было ли таковое участие? Филиал москвичи взяли и просто раздербанили, что в переводе этого жаргонного словца на общеразговорный язык означает дележку, получение денег под различными угрозами. Когда вывозили имущество, комиссия примерялась даже к пластиковым окнам, чтобы поменять у себя на московских Садовниках деревянные рамы, скукоженные от времени и лохматые от множества исторических отслоений краски. Но мемориал Максима Трошина удалось отстоять, поскольку комплекс был создан и развивался вне средств и интересов московского вуза. 

Maksim Troshin2 Брянский кафедральный собор
во Имя Святой Живоначальной Троицы

С благословения Его Высокопреосвященства владыки Александра, митрополита Брянского и Севского, мемориал Максима Трошина от филиала принял Брянский кафедральный собор во Имя Святой Живоначальной Троицы. Деятельное сопричастие к установлению мемориала проявил протоиерей Сергий Рысин, другие священнослужители Кафедрального Соборного храма.
5 июня, в день 20-й годовщины со дня трагической гибели Максима Трошина состоялось открытие мемориала на соборной территории в помещении Духовно-просветительского центра. О значении творчества юного брянского дарования для русской культуры и духовного развития проникновенно говорили депутат Государственной Думы ФС Российской Федерации В.А.Малашенко, первый заместитель директора областного департамента культуры Ю.Н.Карпенко. Благословение на участие в открытии мемориала получил настоятель храма в честь Тихвинской иконы Божией Матери архимандрита Никиты (Заиграйкина), который некогда, еще в период восстановления Тихвинского храма, привел к Богу и соединил с Богом через таинство Крещения семью советских инженеров Трошиных и их детей, стал для каждого из них духовным водителем, открыл для песнопений Максима Трошина осененную Божественным даром поэзию иеромонаха Романа (Матюшина), родившегося также на Брянской земле. Максим служил звонарём храма Тихвинской иконы Божией Матери и иподиаконом архиепископа Мелхиседека. Руководил церковным хором, в воскресной школе преподавал игру на гуслях. руководил молодёжной организацией Русского Национального Собора в Брянской области.
После освящения мемориала прозвучала электронная запись печальной, полной жертвенности песни иеромонаха Романа «Отложим попечение (Да исправится молитва моя)» в исполнении Максима с полным оптимизма риторическим вопросом: «… Разве ты была убита, /О, моя Святая Русь?»
Затем на Центральном кладбище Брянска у могил Максима и Юрия Павловича Трошиных, под возведенной прихожанами символической часовенкой, была совершена панихида.
Вечером во Дворце культуры крупнейшего в регионе промышленного предприятия «Брянский машиностроительный завод» состоялся вечер памяти Максима Трошина. Программа почти трехчасового концерта была подготовлена Брянским областным методическим центром «Народное творчество». Зал на 300 мест был практически заполнен. Выступили с несколькими номерами Заслуженная артистка РФ Галина Рылеева и московский композитор, автор и исполнитель ярко выраженных патриотических песен Владимир Нелюбин. Тепло было встречено обращение руководителя общественного фонда «Глас ангельский Святой Руси» Николая Деткова. Этот фонд был учрежден сразу после смерти Максима Трошина. На вечере присутствовали представители федеральных и региональных органов власти и управления, духовенства, общественности.

Николай Исаков, бывший руководитель Филиала НОУ ВПО МИГУП в Брянской области, почетный сотрудник МВД России, ветеран боевых действий, кавалер ордена Мужества и медали Русской Православной Церкви прп. Сергия Радонежского 1-й степени

 

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить