Крест

Владыко

 

к 130-летию

ТУРКЕСТАНСКОЙ
       
ЕПАРХИИ

портреты архипастырей

 

Благословление

       В 1867 году к территории Российской империи была присоединена территория Туркестана. Вскоре на его обширные пространства стало перебираться православное население, появились первые православные храмы. Земля, на которой раннее христианство было искоренено в XII -XIV вв. огнем и мечом, вновь услышала Евангельское благовестие. Первоначально духовенство Туркестана подчинялось Томской епископской кафедре, отдаленность которой от Туркестана превращала это подчинение в чистую формальность. Потребность в деятельном епископском устроении церковной жизни в Туркестане повлекла за собой создание самостоятельной Туркестанской епархии. Она была основана указом Правительствующего Синода в 1871 году. Местом пребывания архиереев новой епархии был определен город Верный - центр наиболее густо заселенной православным населением Семиреченской области. Первый Туркестанский епископ - преосвященный Софония - прибыл в свой кафедральный город 24 мая 1872 года.
Десятилетие сменяло десятилетие... Чредой проходили служение в самой обширной епархии России архипастыри, по-разному, в меру своих сил, потрудившиеся на огромной малозасеянной ниве. Подлинный взлет церковная жизнь Туркестана пережила в годы управления епархией преосвященного Димитрия (Абашидзе).
В декабре 1916 года был издан указ о перемещении епископской кафедры из Верного в Ташкент и создании на территории Семиречья Туркестанского викариатства с кафедрой викарного (подчиненного) епископа Семиреченского и Верненского. Им стал первый священномученик Туркестана, расстрелянный большевиками в 1918 году, епископ Пимен (Белоликов). В 1997 году он был прославлен как местночтимый казахстанский новомученик.
В 1922 году в Российской Церкви начался обновленческий раскол, церковная власть временно перешла от патриарха Тихона раскольничьему Высшему Церковному Управлению.
Туркестанский епископ преосвященный Иннокентий (Пустынский), - в поисках выхода из смуты - объявил о Туркестанской автокефалии. Травля ГПУ и большевистской печати вынудили его в январе 1923 года выехать из Ташкента в Москву. Управление епархией взял на себя епископ Лука (Войно-Ясенецкий), но очень ненадолго: вскоре он был арестован и сослан в Сибирь. Временное управление епископа Сергия (Лаврова) было также недолгим, после очередного ареста он перешел в обновленчество.
С национальным самоопределением народов, входивших в состав Туркестана, исчезло и административно-географическое название - “Туркестан”. В крайне тяжелых условиях гонений на Церковь наметилось появление самостоятельных епархий - Казахстанской и Среднеазиатской. Оно четко оформилось лишь в 1945 году на фоне прекращения явных гонений и потепления отношений между Церковью и государством.
Ныне три епархии Русской Православной Церкви могут считать себя историческими преемницами бывшей Туркестанской и Ташкентской епархии: Среднеазиатская и Ташкентская, Алматинская и Семипалатинская, Чимкентская и Акмолинская. В последнюю вошла лишь незначительная ее часть с городами Чимкент, Кзыл-Орда и Аулие-Ата (ныне - Тараз); основная часть Семиречья окормляется нынешней Алматинской и Семипалатинской кафедрой, но более половины территории некогда учрежденной епархии входит теперь в состав Среднеазиатской и Ташкентской.
Альбом с избранными портретами туркестанских архипастырей создан алматинским художником-графиком А.И.Постовитом, кстати, внуком туркестанского священника. Альбом является данью признательности православных христиан бывшего Туркестана тем, кто своими трудами укрепил христианство на границе с “океаном магометанства”. Свой труд художник посвятил грядущему 2000-летию христианства, а также 130-летию Туркестанской епархии.

Ходаковская Ольга 

 

СОФОНИЯ (СОКОЛЬСКИЙ)

1872-1877

СОФОНИЯ (СОКОЛЬСКИЙ)  1872-1877


Преосвященный Софония (Сокольский Стефан Васильевич) родился в селе Эсько Тверской губернии в семье священника. Закончил Тверскую Духовную семинарию, а в 1827 году - Санкт-Петербургскую Духовную академию. Был ректором различных духовных семинарий: в Вологде, Архангельске, Орле, Подольске, Ярославле, Твери и Могилеве. Преподавал всеобщую историю, греческий язык, богословие.
Монашество и священство принял в 1827 году. Был в дружеских отношениях с будущим епископом и духовным писателем св. Игнатием (Брянчаниновым). Настоятель русских посольских церквей с 1848 года - в Константинополе, с 1855 года - в Риме. В 1850 году совершил паломничество на Святую Землю. В начале 60-х годов по рекомендации митрополита Филарета (Дроздова) архимандрит Софония совершает длительную поездку по Закавказью с целью изучения вопроса возможности присоединения к Российской Православной Церкви сирийских несториан, изъявивших на то свое пожелание. Эту задачу архимандрит Софония выполнил успешно. В 1865 году он становится епископом Миргородским, первым викарием Херсонской епархии. В 1872 году епископ Софония выехал из Одессы по новому - последнему - назначению. Его назначают епископом новой епархии - Туркестанской и Ташкентской. В течение пяти лет преосвященный Софония возглавлял самую обширную в России епархию, занимался ее первоначальным обустройством, много занимался церковными научными трудами. Был известным духовным писателем. Незадолго перед смертью, к 50-летию пастырского служения, епископ Софония был возведен в архиепископа.
Скончался в Архиерейском доме города Верного 26 ноября 1877 года, похоронен в Большестаничной Казачьей церкви, служившей в то время кафедральным собором.
В 1998 году на месте разрушенного храма в ходе церковно-археологических изысканий были обнаружены потревоженные во время сноса останки святителя, беспорядочно разбросанные в склепной яме на глубине 30-50см.

 

 

АЛЕКСАНДР (КУЛЬЧИЦКИЙ)

1878-1883

АЛЕКСАНДР (КУЛЬЧИЦКИЙ)  1878-1883


Епископ Александр был назначен на Туркестанскую кафедру после кончины архиепископа Софонии.
Происходил из дворянского рода, давшего России святителя Иннокентия Иркутского (1682-1731). Родился в 1826 году в селе Камне Шляхетском Кобринского уезда Гродненской губернии в семье священника. Окончив в 1847 году Литовскую духовную семинарию и женившись, Андрей Иванович Кульчицкий получил духовный сан и некоторое время священствовал у себя на родине. Рано овдовев, принял монашество с именем Александр. В 1857 году после окончания Санкт-Петербургской Духовной академии стал членом 14-й Китайской Духовной Миссии. Служил в Китае семь лет. В “Трудах членов Духовной Миссии в Китае” (1866) помещены его исследования по религиозным верованиям Китая.
Вернувшись на родину, занимал должность инспектора Витебской, а затем Полоцкой духовной семинарий. С 1871 по 1878 год служил - уже в сане архимандрита - настоятелем посольской церкви в Риме. Предстоятелем Туркестанской епархии был назначен в 1878 году. Основатель Иссык-Кульского Свято-Троицкого мужского монастыря. В 1883 году переведен по болезни на Костромскую кафедру, на которой и скончался в 1888 году.
Погребен в церкви пр. Лазаря Ипатьевского монастыря.

 

НЕОФИТ (НЕВОДЧИКОВ)

1883-1892

НЕОФИТ (НЕВОДЧИКОВ)  1883-1892


Архиепископ Неофит (в миру - Николай Васильевич Неводчиков) родился в 1822 году в Петербурге в дворянской семье. Впоследствии его отец служил секретарем Екатеринославской Духовной консистории. Закончил Екатеринославскую Духовную семинарию. В 1844 году по окончании Московской Духовной академии служил личным секретарем и библиотекарем у известного дипломата и церковного писателя и богослова Александра Стурдзы. В его доме в Одессе общался со многими известными деятелями литературы, искусства и Церкви. В 1850 году после “еще одного образования”, полученного у Стурдзы, становится преподавателем Кишиневской Духовной семинарии. В 1858 году принимает духовный сан и возвращается в Одессу. На протяжении двадцати пяти лет законоучительствует в разных учебных заведениях Одессы, становится известным как церковный писатель, сотрудничает в детском журнале А.Ишимовой, публикует духовную лирику под псевдонимом “Диктиодис”, два года еженедельно издает собственный “Одесский воскресный листок”. В 1880 году протоиерей Николай Неводчиков, давно овдовевший, принимает постриг, возводится в сан архимандрита, а еще через несколько месяцев состоялась его епископская хиротония. Он становится епископом Елисаветградским, викарием Херсонской епархии, и одновременно настоятелем Одесского Успенского мужского монастыря.
В 1883 году назначается в Туркестан, на архиерейскую кафедру в город Верный. Остался в памяти туркестанцев как аскет, молитвенник, богослов. Мужественно перенес верненское землетрясение 1887 года, отпел его жертвы, восстановил разрушенные храмы.
На служении в Средней Азии находился до 1892 года. Затем был возведен в сан архиепископа с назначением на Кишиневскую кафедру. В 1898 году уходит на покой и поселяется в Измаиле.
Скончался там же в 1910 году. Литературных и церковно-исторических трудов не оставлял до глубокой старости.

 

ГРИГОРИЙ (ПОЛЕТАЕВ)

1892-1895

ГРИГОРИЙ (ПОЛЕТАЕВ)  1892-1895


Епископ Григорий (в миру - Лев Иванович Полетаев ) родился в 1831 году в семье причетника Нижегородской губернии. Окончил Нижегородскую Духовную семинарию и Казанскую духовную академию. По окончании академии был оставлен в ней преподавателем по кафедрам Священного Писания и древнееврейского языка. Тогда же принял монашество и духовный сан. В 1855 году получил степень магистра богословия. Служил в Казанской Духовной академии помощником инспектора и экономом. В 1865 году получает там же должность экстраординарного профессора. Его перевод “Благовестника” блаженного Феофилакта - ценный вклад в богословскую науку. В 1867 году назначается ректором Уфимской Духовной семинарии, но через два года от духовно-учебной службы его уволили. Через три года был восстановлен в прежнем служении. Преподавал во Владимирской Духовной семинарии, состоял на должности ректора Иркутской. С 1888 года - старший член Санкт-Петербургского духовного цензурного комитета. В 1891 году возведен в сан епископа Ковенского, викария Литовской епархии. Через полтора года стал епископом Туркестанским и Ташкентским. Его усилиями в Туркестан прибыло пополнение духовенства. Священников из их числа называли “григорьевцами”. При закладке временного кафедрального собора в Верном обратился к горожанам со словами: “По имени вашему будет и вера ваша!”
В 1895 году становится епископом Омским и Семипалатинским. С 1900 года - управляющий Донским монастырем в Москве. С 1906 года проживал на покое в Новоспасском монастыре.
Скончался 15 марта 1914 года и погребен в московском Новоспасском монастыре.

 

НИКОН (БОГОЯВЛЕНСКИЙ)

1895-1897

НИКОН (БОГОЯВЛЕНСКИЙ)  1895-1897


Преосвященный Никон (в миру Филипп Георгиевич Богоявленский) родился в 1831 году в семье причетника Тульской епархии. После завершения учения в Тульской Духовной семинарии поступил в Киевскую Духовную академию, которую успешно закончил в 1855 году, в 1858 году утвержден в степени магистра богословия. До 1866 года был законоучителем в учебных заведениях Тулы: в Тульской Духовной семинарии и Тульском Александровском кадетском корпусе , служил священником в Вознесенской заречной церкви Тулы. Перебрался с семьей на постоянное место жительства в Петербург. Свое жизненное призвание протоиерей Филипп Богоявленский нашел в законоучительстве. Много сил им было отдано Охтенскому детскому приюту. В 1878 году за преуспеяние приюта получил высочайшую благодарность от Императорской семьи. Овдовев в 1881 году, отец Филипп принимает монашество с именем Никон, возводится в сан архимандрита и назначается настоятелем посольской церкви в Риме. В 1885 году он - член Санкт-Петербургского духовного цензурного комитета, а 1888 году состоялась его хиротония во епископа Сарапульского, викария Вятской епархии. В 1891 году он переводится викарием Ярославской епархии, а в начале 1895 получает указ о назначении епископом Туркестанским и Ташкентским.
В Верном, на туркестанской кафедре, он хлопочет об открытии в Туркестане Духовной семинарии и готовит перенос епископской кафедры в Ташкент. Его планам не суждено было сбыться: 19 июня 1897 года он скоропостижно скончался в своем архиерейском доме и был упокоен рядом с преосвященным Софонией в Большестаничной Казачьей церкви, служившей в то время кафедральным собором.
В советское время склеп с останками епископа Никона, находившийся уже в фойе кинотеатра “Ударник”, был тайно вскрыт. При церковно-археологических раскопках в 1998 году останков в нем не обнаружено, но нашлись случайно утерянные грабителями завернутые в ткань от епископского облачения две панагии.

 

АРКАДИЙ (КАРПИНСКИЙ)

1897-1902

АРКАДИЙ (КАРПИНСКИЙ)  1897-1902


Пятый по счету от создания кафедры архиерей Туркестанской и Ташкентской епархии. Родился в 1851 году в селе Ореп Волынской губернии в семье священника. Высшее духовное образование получил в Московской Духовной академии, закончив ее в 1877 году. Служил в различных духовных учебных заведениях России. В 1893 году был пострижен в монашество. В сане архимандрита - ректор Волынской, затем Могилевской Духовных семинарий, в 1895 году стал ректором старейшей в России Новгородской Духовной семинарии и одновременно настоятелем Новгородского Антониева монастыря.
Епископ - с 1896 года. Сначала Балахнинский, а с 9 ноября 1897 года Туркестанский и Ташкентский. На кафедре в Верном находился пять лет. Подготовил строительство Туркестанского кафедрального собора. Был переведен на кафедру епископа Рязанского и Зарайского. В 1906 году ушел на покой и проживал в Иверском монастыре Новгородской епархии, где и скончался в 1913 году.

 

ДИМИТРИЙ (АБАШИДЗЕ)

1906-1912

ДИМИТРИЙ (АБАШИДЗЕ)  1906-1912


Выдающийся деятель Российской Православной Церкви, внесший ощутимый вклад в укрепление христианства в Туркестане. Родился в 1867 году в Тифлисской губернии. Принадлежал к известному княжескому роду. Мирское имя - Давид Ильич Абашидзе. Окончив юридический факультет Новороссийского университета, поступил в Киевскую Духовную академию, на первом курсе которой принял монашество с именем Димитрий. В 1896 году, по окончании академии, был рукоположен в иеромонаха. Состоял в должности инспектора Тифлисской, затем Кутаисской Духовных семинарий. В 1900 году архимандрит Димитрий - ректор Ардонской миссионерской семинарии. С 1903 года - епископ. Сначала Гурийско-Мингрельский, затем Алавердский, Балтский. На Туркестанскую и Ташкентскую кафедру назначен 20 января 1906 года, уже зарекомендовав себя в качестве незаурядного иерарха. Основатель Иверско-Серафимовской женской обители в Верном (1908), при нем был освящен Туркестанский кафедральный собор (1907), начали издаваться “Туркестанские Епархиальные Ведомости”, в Туркестан доставлены частицы мощей чтимых святых, списки с чудотворных икон. В 1912 году 25 июня переведен в Симферополь на Таврическую кафедру. В германскую войну добровольно служил священником на одном из линейных судов Черноморской эскадры. В 20-х годах был настоятелем Киево-Печерской лавры, принял схиму с именем Антоний, старчествовал. Скончался схиархиепископ Антоний в Киеве в 1945 году и погребен в Киево-Печерской лавре у входа в Ближние пещеры.

 

ИННОКЕНТИЙ (ПУСТЫНСКИЙ)

1912-1917

ИННОКЕНТИЙ (ПУСТЫНСКИЙ)  1912-1917


В миру - Пустынский Александр Дмитриевич. Уроженец Вологодской губернии, родился в 1869 году в семье клирика. В 1893 году, по окончании Вологодской Духовной семинарии и Киевской Духовной академии, был назначен псаломщиком в Сан-Франциско (Америка). Там принял монашество и духовный сан. Вернувшись в Россию, в 1895-1897 годах состоял в должности помощника инспектора Новгородской Духовной семинарии, в 1897-1899 годах - Московской Духовной академии. В 1899 году - уже в сане архимандрита - член Санкт-Петербургского Духовного цензурного комитета. В 1900 году за труд “Пастырское богословие в России за XIX век” получил степень магистра богословия и назначен ректоромТверской Духовной семинарии. В начале 1903 года - наместник Чудова монастыря в Кремле. В тот же год становится епископом. До 1909 года - епископ Аляскинский, викарий Северо-Американской епархии, затем Якутский и Вилюйский.
В 1912 году назначен епископом Туркестанским и Ташкентским, сменив на этом посту епископа Димитрия (Абашидзе). В 1917 году кафедра туркестанских епископов была перенесена из Верного в Ташкент. В 1918 году получил сан архиепископа. В 1922 году владыка Иннокентий, в условиях временного захвата власти у патриарха Тихона обновленческим Высшим Церковным Управлением, объявил о создании Туркестанской автокефалии. Травля властей в Ташкенте вынудила его выехать в Москву. Одно время он сам принадлежал к обновленческому расколу. В 30-е годы проживал на покое в Алма-Ате. Из обновленчества к тому времени вышел, поскольку жил при Введенской церкви Алма-Аты, не состоявшей в обновленческом расколе. Арестован осенью 1937 года и расстрелян 13 декабря того же года.
Был талантливым музыкантом, сочинял церковную музыку, но в бытность на туркестанской кафедре являлся архиереем, что называется, “светского направления”.

 

ПИМЕН (БЕЛОЛИКОВ), ТУРКЕСТАНСКИЙ ВИКАРИЙ,

СВЯЩЕННОМУЧЕНИК

1917-1918

ПИМЕН (БЕЛОЛИКОВ), ТУРКЕСТАНСКИЙ ВИКАРИЙ,  СВЯЩЕННОМУЧЕНИК  1917-1918


Епископ Пимен (в миру - Петр Захариевич Белоликов) родился 5/18 ноября 1879 года в селе Васильевском Череповецкого уезда Новгородской губернии в семье священника. Образование получил в Новгородской Духовной семинарии и Киевской Духовной академии. В 1903 году на четвертом курсе академии принял монашество с именем Пимен и духовный сан.
По окончании академического курса иеромонах Пимен встал на путь миссионера: он едет в Урмийскую Православную Духовную Миссию и долгие годы является помошником начальника Миссии, активным и ярким ее деятелем, в короткий срок изучившим сирийский язык, новый и древний, а также тюркские наречия. Он проповедует сирийцам на их родном языке, защищает их интересы перед персидскими властями, занимается научными трудами, составной частью которых являются переводы с древнесирийского, издает журнал Миссии “Православная Урмия”.
В 1910-1911 годах он трудится на ниве духовного просвещения осетин - состоит на должности ректора Ардонской духовной семинарии, затем возвращается в Урмийскую миссию. В сане архимандрита включается в круг прежних обязанностей. В 1914 году с началом Русско-Турецкой войны отзывается из Миссии на должность ректора Пермской Духовной семинарии. Здесь он плодотворно трудится под началом будущего священномученика епископа Андроника (Никольского). Надежды епископа Андроника видеть Пимена своим помощником в должности викарного епископа Пермской епархии не оправдались: 6 августа 1916 года в Петрограде состоялась хиротония архимандрита Пимена во епископа Салмасского, начальника Урмийской миссии с предписанием отправляться в прифронтовую Урмию восстанавливать ослабленную войной Миссию. Отсутствие перспектив в миссионерском деле в условиях войны, в том числе вмешательство в работу Миссии солдатских комитетов Кавказского фронта, слабое финансирование миссионерского дела, не позволявшее заниматься благотворительностью, вынудили владыку просить о переводе в Россию. Летом 1917 года он получил назначение в г.Верный на место викарного епископа нового - Туркестанского - викариатства.
Здесь в условиях большевистской власти он встал на защиту Церкви от антицерковных декретов и политики дискредитации решений Всероссийского Поместного собора. Его проповеди в защиту евангельских ценностей, разоблачение в них большевистской демагогии привели к жесткому противостоянию епископа и Семиреченского совдепа. Большевиков страшила авторитетность церковного главы, любовь к нему со стороны народа. 3/16 сентября 1918 года он был тайно расстрелян за городом.
1997 году епископ Пимен был прославлен как местночтимый казахстанский священномученик. Память его - 3/16 сентября.

 

ТИХОН (ШАРАПОВ)

1936-1937

ТИХОН (ШАРАПОВ)  1936-1937


Епископ Тихон (в миру - Константин Иванович Шарапов) родился в Туле в 1886 году. В возрасте 16,5 лет поступил послушником в Введенскую Макарьевскую пустынь. В 1904 году принял рясофорный постриг с именем Тихон. С апреля 1911 года служил в Почаевской лавре. В 1912 году архиепископ Антоний (Храповицкий) рукополагает его в иеромонаха. Сотрудничал в лаврской типографии , а затем в лаврском издательстве, выпускавшем журнал “Русский инок”. В годы Германской войны иеромонах Тихон - полковой священник 144-го Пехотного Изборского полка. До 1924 года находился на территории Польши, принимая активное участие в укреплении Православия на его исконных землях. Стойкий тихоновец. Осенью 1924 года был из Польши изгнан как активный противник Польской автокефалии. Благодаря хлопотам патриарха Тихона в 1925 году прибыл в Москву, 22 марта этого же года патриарх совершил хиротонию архимандрита Тихона во епископа Гомельского. Уже в мае 1925 года епископ был арестован. С того времени аресты и ссылки фактически не прекращались. Отбывал лагерный срок на Соловках, был в ссылке в Казахстане и Средней Азии. В августе 1936 года был назначен епископом Алма-Атинским. Вступил на кафедру 17 января 1937 года. Служил в единственном в городе (помимо еще одного, Большестаничного, принадлежавшего обновленцам) открытом храме - Введенской церкви. На Преображение того же года арестован. Расстрелян близ Алма-Аты 17 октября 1937 года.
Незадолго перед расстрелом был возведен в сан архиепископа.

 

НИКОЛАЙ (МОГИЛЕВСКИЙ), МИТРОПОЛИТ

КАЗАХСТАНСКИЙ И АЛМА-АТИНСКИЙ

1945-1955

НИКОЛАЙ (МОГИЛЕВСКИЙ), МИТРОПОЛИТ  КАЗАХСТАНСКИЙ И АЛМА-АТИНСКИЙ  1945-1955


Митрополит Николай (в миру - Феодосий Николаевич Могилевский) родился в 1874 году в семье священника села Комиссаровка Верхне-Днестровского уезда Екатеринославской губернии. После окончания Екатеринославской Духовной семинарии был учителем в церковно-приходской школе. В 1903 году поступил послушником в Нилову пустынь Тверской епархии и в 1904 году принял постриг с именем Николай. В 1905 году был возведен в священство. С 1907 по 1911 год учился в Московской Духовной академии и окончил ее со званием магистранта. С 1913 по 1918 год в сане игумена, затем архимандрита был инспектором Полтавской Духовной семинарии, затем - Черниговской. В 1918 году - ректор Черниговской Духовной семинарии. В 1919 году был возведен в сан епископа Стародубовского, викария Черниговской епархии. С 1923 года преосвященный Николай последовательно занимал кафедры: Каширскую, Тульскую, Орловскую. Из Орла начался долгий путь по лагерям и ссылкам. В 1945 году отозван в Москву из челкарской ссылки и назначен на созданную 2 июня 1945 года Казахстанскую и Алма-Атинскую кафедру. При нем был возвращен и воссоздан Никольский собор Алма-Аты, Малостаничная церковь Казанской иконы Божией Матери.
Пользовался (при жизни - ред.) большой любовью и почитанием верующего народа. 
Скончался в Алма-Ате в 1955 году.
(В 2001 году канонизирован как священномученик.
Мощи святого находятся в Свято-Никольском храме
г. Алматы. - Ред.)

 

ИОСИФ (ЧЕРНОВ),

МИТРОПОЛИТ

КАЗАХСТАНСКИЙ И АЛМА-АТИНСКИЙ

1960-1974

   ИОСИФ (ЧЕРНОВ),  МИТРОПОЛИТ  КАЗАХСТАНСКИЙ И АЛМА-АТИНСКИЙ  1960-1974


Митрополит Казахстанский и Алма-Атинский Иосиф (мирское имя - Иван Михайлович Чернов) родился 2/15 июня 1893 года в Могилевской губернии в семье унтер-офицера. С 16 лет служил келейником у епископа Арсения (Смоленца). В Германскую войну призывался на действительную военную службу, был унтер-офицером.
Монашеский постриг с именем Иосиф принял в 1918 году, в 1920 году епископ Арсений рукоположил иеродиакона Иосифа в иеромонаха. В 1924 году игумен Белынического монастыря Иосиф был впервые арестован. В 1932 году возведен в сан епископа Таганрогского, викария Ростовского. С 1933 по 1942 года епископ Донской и Новочеркасский. В 1943 году сидел в гестаповской тюрьме в Умани. После отступления немецких фашистов был арестован и направлен в Ростовскую тюрьму, затем - Таганскую в Москве. До 1956 года отбывал лагерный срок и ссылку. В 1956 году - епископ Петропавловский, викарий Казахстанской и Алма-Атинской епархии. С 1958 года - правящий архиерей Петропавловской и Кустанайской епархии. В 1958 году возведен в сан архиепископа. С 1960 года - предстоятель Казахстанской и Алма-Атинской епархии. Скончался в Алма-Ате 2 сентября 1974 года. Его могила на Центральном кладбище - место паломничества верующих.

 

АЛЕКСИЙ (КУТЕПОВ),

АРХИЕПИСКОП

АСТАНАЙСКИЙ И АЛМАТИНСКИЙ

1990

АЛЕКСИЙ (КУТЕПОВ),  АРХИЕПИСКОП  АСТАНАЙСКИЙ И АЛМАТИНСКИЙ  1990


Архиепископ Алексий (мирское имя Андрей Николаевич Кутепов) родился в Москве 10 мая 1953 года в рабочей семье. Учился на химическом факультете пединститута им.В.И. Ленина. После второго курса перешел на очное отделение Московской Духовной семинарии. По окончании семинарии в 1975 году принял монашество и духовный сан. Служил секретарем епархиального управления Иркутской епархии. С 1975 года - архимандрит. Закончил Московскую Духовную академию по заочному сектору со званием кандидата богословия. С 1980 года - секретарь Владимирского епархиального управления. В 1984 году назначен наместником Троице-Сергиевой лавры. Епископская хиротония во епископа Зарайского, управляющего приходами Московского патриархата в Америке, состоялась 1 декабря 1988 года. В 1989-1990 годах - председатель хозсовета Московской патриархии, архиепископ.
20 июля 1990 года определен архиепископом Алма-Атинским и Казахстанским. С 1991 года в связи с реорганизацией епархии - архиепископ Алматинский и Семипалатинский.
С 1998 года в связи с переносом столицы Казахстана в г. Астану - архиепископ Астанайский и Алматинский.

 

ВЛАДИМИР (ИКИМ),

АРХИЕПИСКОП

СРЕДНЕАЗИАТСКИЙ И ТАШКЕНТСКИЙ

1990

ВЛАДИМИР (ИКИМ),  АРХИЕПИСКОП  СРЕДНЕАЗИАТСКИЙ И ТАШКЕНТСКИЙ  1990


Среднеазиатская и Ташкентская епархия в своих географических границах составляет основную часть бывшей Туркестанской епархии.
Архиепископ Владимир (в миру Василий Захарович Иким) родился 1 февраля 1940 года в селе Новозареште Колоражского района Молдавии в семье раскулаченных крестьян. В 1958 году по окончании средней школы поступил в Одесскую Духовную семинарию, после перерыва в учебе, связанного со службой в Армии, закончил обучение в стенах Московской Духовной семинарии. В 1967 году завершил учебу уже в Духовной академии со званием кандидата богословия. В 1965 году принял монашество, годом позже стал иеромонахом. Учился в аспирантуре МДА, с 1969 по 1978 год - референт, а затем член ОВЦС. В 1978 году назначен настоятелем храма в Карловых Варах. В 1979 году - архимандрит. Хиротония архимандрита Владимира во епископа Подольского, викария Московской епархии, состоялась 30 июня 1985 года. В 1988 -1990 гг. - заместитель председателя ОВЦС.
В 1990 году назначен на кафедру Среднеазиатскую и Ташкентскую. В 1991 году возведен в сан архиепископа.

Все права защищены.

Альбом можно приобрести в магазине православной книги "Веди"
по адресу: Алматы, ул. Макатаева,100, уг. ул. Абылай-хана или заказать по E-mail: В контакте Принимаются заказы на выполнение
графических работ.
Художник А.И.Постовит. E-mail: В контакте

 



]