Рейтинг:  1 / 5

Звезда активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активна
 

Непомнящих Игорь Анатольевич Непомнящих Игорь Анатольевич


Многие православные алма-атинцы, трижды читая эту молитву каждое утро с крестным знамением и поясным поклоном, однако не знают какое особое отношение имеет к ним эта молитва.


Эту молитву называют «Трисвятое», или «Ангельская песнь». Христиане стали употреблять эту молитву после 400 года, когда сильное землетрясение в Константинополе разрушило дома и селения и народ вместе с императором Феодосием II обратился к Богу с молитвой. Во время молебна один благочестивый отрок на виду у всех был поднят невидимой силой на небо, а потом невредимым опять опущен на землю. Он рассказал, что слышал на небе пение Ангелов: Святый Боже, Святый Крепкий, Святый Безсмертный. Умиленный народ, повторив эту молитву, прибавил: помилуй нас, и землетрясение прекратилось.

На территории нашего города за его не очень долгую историю уже были зарегистрированы три сильных землетрясения. Первый раз в 1887 году, потом было Чиликское землетрясение силой 10-11 баллов в 1911 году и Киминское, его магнитуда составила 8,1, или 9-10 баллов. В Алматы тогда было 9 баллов. Мировой опыт регистрации сильных землетрясений позволяет судить, что период сейсмической активности крупнейших серий в конкретном регионе составляет 100-120 лет. А это означает, что нам пора ждать сильное землетрясение.
Но как скоро?
При прогнозе землетрясений (сейсмических событий) говорят о:
- долгосрочном прогнозе, в результате которого должны быть выделены регионы, в пределах которых, в ближайшие 5 - 10 лет (а то и первых десятков лет) ожидается активизация сейсмических процессов;
- cреднесрочном прогнозе, задачей которого является оценка степени вероятности возникновения в ближайшие 1-2 года (или несколько более лет) сильных или разрушительных событий в областях, выделенных при долгосрочном прогнозе;
- краткосрочном прогнозе, - цель этого этапа прогноза заключается в определении времени (в интервале нескольких недель или хотя бы первых месяцев) и уточнении места и силы землетрясения, спрогнозированного на предыдущем этапе;
- оперативном прогнозе, позволяющем предпринять меры по сохранению жизни и здоровья населения непосредственно перед катастрофическим событием.
В нашем городе проблемой прогноза занимаются различные организации и отдельные лица, не все из которых объективно оценивают свои разработки. Это ведет к тому, что вокруг проблемы прогноза землетрясений распространяются, в том числе и в СМИ, различные спекуляции, преследующие, иной раз, и корыстные или другие неблаговидные цели. Поэтому необходимо подчеркнуть следующее.
В настоящее время можно считать надежным только результаты долгосрочного прогноза по выявлению области будущего сильного землетрясения. Что же касается остальных видов прогноза, то определенно отметить можно только то, что большинство специалистов считает, что сегодня не существует надежных методов краткосрочного и оперативного прогноза. В США и Японии основное внимание уделяется мониторингу сейсмических процессов и сейсмостойкому строительству.
Прогнозирование времени катастрофического землетрясения в сейсмоактивном районе при долгосрочном прогнозе часто основывается на оценке периодичности подобных событий в этом районе. Как уже отмечалось выше, мировая статистика говорит о периоде около 100 – 120 лет. Если принять, что для надежной оценки периодичности достаточно зарегистрировать 5 – 7 катастрофических событий (хотя в статистике считается надежным 20 повторений), то при столетней периодичности необходимо иметь непрерывный ряд наблюдений сроком 500 – 700 лет, что в Заилийском Ала-тау можно выполнить еще не скоро. Этот же срок, если не больший, необходим для выявления гарантированных предвестников землетрясений, поскольку они могут от события к событию меняться. В данном случае под гарантированным предвестником понимается предвестник, который обязан иметь место перед сейсмическим событием и проявление которого гарантирует это событие.
Как пишут профессор, зав. кафедрой динамической геологии МГУ, заслуженный деятель науки Российской Федерации Н.В. Короновский и доктор геолого – минералогических наук, профессор ДВ ГТУ, научный сотрудник Тихоокеанского океанологического института ДВО РАН В.А. Абрамов в статье “Землетрясения: причины, последствия, прогноз” ( СОЖ, 1988, № 12, с. 71 -78), удачные предсказания землетрясений “скорее исключение, чем правило…. В настоящее время степень предсказуемости долго – и среднесрочного прогноза имеет вероятность 0,7 – 0,8. Хуже обстоит дело с краткосрочными прогнозами, для которых пока не установлены значимые связи с предвестниками. Любой прогноз землетрясений носит вероятностный характер, и главная цель сейсмологии еще не достигнута (курсив мой – И.Н.)”.
Но если для науки очень трудно спрогнозировать время и силу катастрофического землетрясения, то гораздо надежней наука может спрогнозировать его последствия. Эти возможные последствия сильного землетрясения в нашем городе сегодня были оценены экспертами в ходе круглого стола “Эффект домино”, организованного Группой оценки рисков (ARS) 23 мая этого года. Как пишет по итогам круглого стола газета “Республика” (№ 8 (16), 26 мая 2006 года), по официальным оценкам, приведенных в Государственной программе развития города на 2003 – 2010 годы, землетрясение в 9 баллов может выдержать только 50% зданий южной столицы. По оценкам эксперта после мощного землетрясения может возникнуть свыше тысячи пожаров. Большинство заправок в городе могут загореться, но они не оборудованы системами превентивного пожаротушения. Суммарные мощности этих заправок оцениваются по мощности в треть атомной бомбы, взорванной над Хиросимой. К тому же, 20-25% территории города может быть накрыто ядовитым облаком аммиака (сейчас в городе этого газа на складах более 100 тонн) и хлора.
В цитируемой статье Т. Аскарова и в другой статье этой газеты приведены и другие душераздирающие подробности.
Как же реагировать православным на все это? Конечно, вспомним опыт наших духовных предков - византийцев. Давайте также вспомним, как на этот опыт реагировали наши кровные предки.
Событию, связанному с происхождением молитвы “Трисвятие” посвятил свое стихотворение наш поэт Николай Языков “Землетрясенье”, которое В. Жуковский считал лучшим в русской поэзии:

Всевышний граду Константина
Землетрясенье посылал,
И геллеспонтская пучина,
И берег с грудой гор и скал
Дрожали,- и царей палаты,
И храм, и цирк, и гипподром,
И стен градских верхи зубчаты,
И все поморие кругом.

По всей пространной Византии,
В отверстых храмах, богу сил
Обильно пелися литии,
И дым молитвенных кадил
Клубился; люди, страхом полны,
Текли перед Христов алтарь:
Сенат, синклит, народа волны
И сам благочестивый царь.

Вотще. Их вопли и моленья
Господь во гневе отвергал.
И гул и гром землетрясенья
Не умолкал, не умолкал!
Тогда невидимая сила
С небес на землю низошла
И быстро отрока схватила
И выше облак унесла.

И внял он горнему глаголу
Небесных ликов: свят, свят, свят!
И песню ту принес он долу,
Священным трепетом объят.
И церковь те слова святыя
В свою молитву приняла,
И той молитвой Византия
Себя от гибели спасла.

Так ты, поэт, в годину страха
И колебания земли
Носись душой превыше праха,
И ликам ангельским внемли,
И приноси дрожащим людям
Молитвы с горней вышины,
Да в сердце примем их и будем
Мы нашей верой спасены.

(Н.Я.Языков. Сочинения.
Ленинград: Художественная литература, 1982)

Так, давайте те же, и мы сегодня будем достойными своей православной веры: будем повторять в нашем городе перед лицом грозящей нам опасности те слова, которые обратил к Богу народ в Константинополе вместе со своим императором в 400 году и которые им передал отрок, вознесенный на небо и услышавший пение ангелов:

Cвятый Боже, Святый Крепкий, Святый Бессмертный, помилуй нас.

“Да в сердце примем их и будем
Мы нашей верой спасены”!

* * *

Бог обращается к нам, посылая нашему городу страшное испытание. Но Господь ничего не делает напрасно, Он ничего не сделает для нашей погибели, а только стремится к нашему спасению. Выше уже было сказано, что современная наука здесь бессильна, и ничего земное не может изменить наше положение. Поэтому помочь нам может только Бог. От нас же только требуется понять это всем сердцем своим и всею душою своей и всем разумением своим (Матф. 22. 37).
Однако сейчас, похоже, мы греховно рассеяны в своей молитве и не готовы обратиться к Богу так, как обращались люди к Богу, когда страшный враг стоял у стен города. Мы не слышим ни Бога, ни пения ангелов, погрязая в мирской суете. Ведь даже в Византии народ и император утвердились в молитве только тогда, когда подземные силы уже пошли в атаку. Да и в нашей истории мы помним, что только когда смертельная опасность уже нависла над городом, только когда враг стоял уже у ворот города, только тогда народ выходил с хоругвями на его защиту. И даже в атеистическое лихолетье богоборческое правительство в час неминуемой погибели России пустило по молитвам патриарха Антиохийского И…… народ в храмы, а крестный ход с иконой Богородицы отправило на линию фронта.
Видимо, и сейчас только когда уже начнет колебаться земля, когда страх охватит наши души, - только тогда мы возьмем наши хоругви и выйдем на защиту города. И важно, чтобы тогда страх не раздавил бы наши души, а наоборот, подвигнул бы наши сердца к обращению к Богу.
Да, конечно, потому Бог посылает (и посылал) нам страшные испытания, что в спокойной мирной жизни мы забываем Бога, погрязаем в мирской суете.
Да, конечно, вера православная дана самой Истиной, но мы православные часто не истинны, и отступаем от своей веры гораздо чаще, чем люди иной веры.
Да, чем выше планка – тем трудней ее преодолеть, чем круче вершина, тем тяжелей ее достигнуть.
В результате мы сами православные виноваты в том, что многие сегодня не видят истины в православии. Поэтому нам, прежде всех, самим нужна жестокая встряска.
Да, пока не грянет гром – мужик не перекрестится. Пока не загрохочет земля – мы не бросимся в распростертые к нам объятия Бога.

Да – к, давайте уже сейчас более горячо молиться: "о еже сохранитися граду сему и всякому граду и стране от глада, губительства, труса (т.е. как раз от землетрясения !), потопа, огня, меча, нашествия иноплеменников и междоусобные брани: о еже милостиву и благоуветливу быти благому и человеколюбивому Богу нашему, отвратити всякий гнев на ны движимый, и избавити ны от належащего и праведнаго Своего прещения, и помиловати ны". И добавлять троекратно: “Cвятый Боже, Святый крепкий, Святый бессмертный, помилуй нас!”

* * *

Однако нам есть пример не только из истории Константинополя, не только из истории Москвы, но и из истории нашего города. Наши пращюры оставили непосредственно нам не то, что образ молитвы, а сам образ, которому необходимо молиться об обуздании подземных бурь.
Когда сто лет назад в нашем регионе разразилась серия сильных землетрясений, о которых говорилось в самом начале и повторение которой, отсчитав не одну сотню тысяч ожидаемых человеческих жертв, ждет сегодня современная наука, наши земляки молебном перед Антиохийской иконы Божией Mатери остановили разгул стихии. Этот образ был дан нашему городу в начале века, а написан он был на Афоне, – в монашеской республике, – в сердце Православия, - и именно для защиты нашего города.
И находится этот образ в одном из старейших храмов города, освященном в честь Казанской иконы Божией Матери. Храм был построен более ста лет назад в Малой станице – в восточном форт - посте нашего города. Одно из важнейших отличий этого храма от всех храмов города состоит в том, что он никогда не закрывался: ни в годы свирепства в городе и республике Исая Голощекина (Шайя Розенфельд) – убийцы царя, организатора голода в Казахстане в 1929 – 1932 годах, ни в годы “оттепели” Никиты Хрущева, грозившегося показать по телевизору последнего попа. То есть этому храму не страшны бесы ни подземные, ни наземные.
В Антиохийском образе Божией Матери явлена нам Владычица мира, имеющая власть остановить буйство природных духов. Демоны теряют силу перед чистым ликом, запечатленным на этой иконе. Да и руки младенца Христа на Антиохийской иконе также дирижируют Piаnissimo природным силам.
Слова бессильны передать богатство и неповторимость оставленного нам образа. Однако явственная особенность лика Антиохийской Божией Матери состоит в том, что Пречистая являет через него нам, что примет и вознесет к Своему Сыну нашу молитву, - но примет молитву только чистых сердец. Наша судьба в наших же руках. Такова особенность жизни вблизи вершин Заилийского Ала – тау.
Городское предание гласит, что пока образ Антиохийской иконой Божией матери находится в Казанском храме, пока мы не дерзостно молимся у этого образа, - грозная стихия не тронет город.
Итак, помимо троекратного: “Cвятый Боже, Святый крепкий, Святый бессмертный, помилуй нас!” в нашем городе будет необходим, - как и сто лет назад, - молебен перед Антиохийской иконой Божией Матери.
Но готовы ли мы cегодня к молебну перед образом Пречистой?

обновлен: 10 августа 2006


Игорь Непомнящих