Рейтинг:  0 / 5

Звезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активна

О необходимости организации мужского монастыря в Семиреченской области для предоставления пристанища сирым и одиноким, а главное с миссионерской целью, учитывая массовое бегство из Китая калмыков, уйгуров, впервые заговорил в 1879 году Туркестанский и Ташкентский епископ Александр Кульчитский, в недавнем прошлом настоятель русской посольской церкви в Риме. За разрешением он обращался в Святейший синод, добивался согласия у светских властей в Петербурге, Ташкенте, Верном.


Местом расположения монастыря назвал берега Иссык-Куля. Тогда они были пустынными. На них только-только начали появляться русские населенные пункты: Каракол, Сливкино, пикеты на трактах. В выборе места расположения монастыря руководствовался желанием осуществить историческую преемственность в распространении христианства на центрально-азиатском Востоке. К тому времени стало известно содержание Каталонской карты, составленная в XIV веке и хранившаяся в архиве Ватикана. С ней очевидно был знаком и настоятель посольской церкви. На картах у озера Иссык-Куль было отмечено наличие Несторианского монастыря. Нестариане - сектанты христианской религии. Нестарианство возникло среди сирийцев во второй половине первого тысячелетия современного летоисчисления.


В эпоху монгольского владычества над Китаем несторианство со своими храмами и учением твердо поселилось на улицах Пекина. Его влияние было заметным на огромной территории от берегов Красного до Желтого морей. Поэтому неудивительно существование нестарианского монастыря на берегах Иссык-Куля.
В конце прошлого столетия старшим чиновником особых поручений при военном губернаторе Семиреченской области Н.Н.Пантусовым обнаружены и обследованы нестарианские кладбища у Пишпека, Токмака и на берегу Иссык-Куля, так называемое Аксуйское кладбище. На них ряд лет по разрешении Академии наук России производил археологические раскопки. Была собрана коллекция религиозной атрибутики несториан, показавшая, что их среду составляли люди различных национальностей, общественного положения, возраста и пола. Надгробные камни-валуны с изображениями креста и эпиграфиями арабского письма Н.Н.Пантусов высылал в научные центры Ташкента, Томска, Москвы, Петербурга. В газетах и журналах появлялись сообщения о находках в Азии следов распространения христианства. Епископ Александр добился разрешения на организацию монастыря. Местные власти быстро решили проблему отвода земли под монастырское подворье, пашенное и скотоводческое хозяйство, которым монастырские служки должны заниматься.


Как только установилась теплая погода, епископ Александр поехал на Иссык-Куль и 21 мая 1889 года с его благословения был водружен деревянный крест на месте, отведенном под монастырь на берегу живописного Тюльского залива. Затем всю отведенную площадь освятил. Нашлись желающие войти в монастырь и посвятить свою жизнь служению Богу и становлению монастыря. Появились первые постройки. Монастырские насельники завели большой огород, занимались хлебопашеством и сенокошением для стойлового содержания скота в зимнее время. У них появилось стадо овец и несколько голов крупного рогатого скота и рабочих лошадей. А в январе 1887 года торжественно освященно новым епископом Неофитом Неводчиковым небольшое саманное здание временного молитвенного дом.


Землетрясениями в мае 1997 года и 30 июня 1889 все монастырские постройки, в том числе и молитвенный дом, были разрушены. Все пришлось начинать сначала, хотя и не на пустом месте. В 1890 году построена временная церковь-часовня, а через восемь лет заблистало надкупольным крестом освященное деревянное здание церкви во имя Живоначальные Троицы. При монастыре организована школа для киргизских детей. Из них готовились келейники. Занятия проводились зимой силами монахов. В школу шли неохотно и мало. В конце концов, ее упразднили к 1905 году. При монастыре построили особые кельи для приходящих богомольцев и проезжающих по тракту.


Пространство между монастырскими постройками были засажены декоративными и фруктовыми деревьями. В предреволюционные годы монастырь казался утопающим в зелени рощи. Монахи разводили племенной скот и породистых лошадей, содержали большую пасеку. Результаты своего труда реализовывали на рынках ближайших населенных пунктов. Садовые и огородные продукты охотно покупались киргизами и военно-пограничными поварами. На летнее время, когда монахи разъезжались на пастбища, на сенокосные и хлеборобные угодья, монастырские помещения сдавались за символическую плату гимназическому начальству для размещения гимназистов, привозимых из Верного. Здесь они проводили до двух месяцев. Занимались самодеятельностью, рыбалкой, плаванием, уходом за посадками, помогали монахам на сельскохозяйственных работах. Цель вывоза гимназистов из города на берега Иссык-Куля созвучна цели создания былых пионерских лагерей. В августе 1916 года на гимназистов, живших в монастыре, обрушилась, умалчиваемая до сих пор трагедия. Набежавшая шайка зверски умертвила 74 гимназиста - мальчиков и девочек 10-14 лет. С гимназистами был учитель с женой - учительницей и двумя детьми. До уездного города Пржевальска дошел слух о кровавой расправе с гимназистами в монастыре. Послана сотня казаков. Казаки пришли в ужас. Монастырский двор был усыпан трупами заколанных и зарубленных гимназистов. Учитель лежал с разрубленной головой. Его жене был распорот живот, а народившейся еще младенец растоптан. Девочки-гимназистки были посажены на колья монастырского забора из плетня. Некоторые из них были еще живы. "Дяденька, мне больно" - жалостно обращались они к казачкам. Снятые с кольев девочки быстро умирали. Под впечатлением этой трагедии сотня казаков через сутки настигла шайку из коренных представителей. Часть детских палачей не успевшая убежать, была зарублена и расстреляна. Через десять лет в Пишпеке состоялся суд скорый и неправый над казаками, которые воздали должное детским палачам. Были приговорены к расстрелу. В 1920 году Святотроицкий монастырь на Иссык-Куле закрыт. Монахов разогнали. Они разбрелись по дорогам, ведущим на Верный, Ташкент. О судьбе их старожилы рассказывали разное, а именно, что не все монахи благополучно достигли конечных пунктов. На пути к Пишпеку некоторые подверглись издевательству, ограблению. Недалеко от почтового тракта находили трупы монахов с разрубленными черепами или зарезанных. Монахи привлекали к себе внимание и вызывали слепую ненависть своим черным одеянием. Если бы они были одеты как большинство крестьян, жертв, вероятно, в их среде не было бы. Говорили, что над Свято-Троицким монастырем его средневековом несторианском предшественнике, наверное, тяготело проклятие. Сваливались трагические несчастья из-за того, что освятившие участки земли или строители были далеко небезгрешными людьми.

Н.Ивлев.

Comments are now closed for this entry